* Статья из газеты «Уваровская Жизнь»
Алексей Набережнев никогда не боялся стоматологического кресла. Его отец работал зубным техником, и мальчишка с самых ранних лет привык к регулярным осмотрам в зубоврачебном кабинете, знал: если вовремя посещать доктора, то боли не будет. Подростком он начал задумываться о будущей профессии и решил пойти по стопам отца.
Сегодня объясняет свой выбор так:
— Хотелось, чтобы результат моего труда зависел только от меня и на него не могли повлиять какие-то внешние факторы, другие люди. На заводах — бригады, в учреждениях — отделы. Всё это коллективный труд: наиболее слабые работники могут «выезжать» за счёт опытных, сильных коллег. А вот мои руки. То, что они делают — это только моя заслуга или моя ошибка, за которую я готов нести полную ответственность. То, чего я достиг, я достиг только сам.
Алексей поступил в Воронежский медицинский институт им. Бурденко (ныне медицинская академия). Стоматология разделяется на три специальности: хирургия, терапия и ортопедия. Но в вузе практиковалось общее обучение:
— Получив диплом, мы могли бы работать по любому направлению, а вот интернатура была уже целевая: в моём случае — ортопедическая.
Первое «общение» будущего доктора с пациентом произошло на третьем курсе. У института была отличная практическая база — своя поликлиника. Алексей вспоминает:
Особого волнения не чувствовал, неуверенности тоже. И руки у меня не тряслись. К приёму пациента я был психологически готов. А на пятом курсе уже и опыт появился…
Пролетели годы учёбы в вузе. Студенты выбирали дальнейшую свою судьбу:
-Тогда по направлению можно было уехать куда угодно. Сначала я думал рвануть подальше. Юношеский романтизм… Собрался в Узбекистан, заявил об этом во время предварительного опроса. А потом передумал. В армию ещё хотел пойти работать. Специально летал в Литву, где мой друг уже трудился военным врачом. Посмотрел на его службу, не понравилось, остался на гражданке. Приехал в Тамбов, там прошёл годичную интернатуру. Затем по распределению отправился в Уварово — всё ближе к родному Мучкапу. Устроился ортопедом в ЦРБ, позже работал в химзаводском профилактории. База там была сильная, прогрессивная. Оборудование завезли — в областном центре такого не было. Ну а потом химзавода не стало, профилактория тоже…
2003 году Алексей Набережнев решил открыть собственную стоматологическую клинику. Делом это оказалось непростым. Затратное — это ещё полбеды. Главное — нужно было собрать сильную команду:
Какое бы качественное и дорогое оборудование ты ни приобрёл, знающего, грамотного специалиста оно никогда не заменит. Вот сегодня мы используем новые пломбировочные материалы. Не требуется уже ничего замешивать, пломбы готовые. Вы спрашиваете, лучше ли они держатся, чем старые? А я Вам скажу: любая пломба должна держаться. Её нужно правильно накладывать и моделировать, а списывать собственную неудачу и безалаберность на плохое качество материала — непрофессионально. У врача обязательно всё получится, если он человек скрупулёзный, усидчивый, ответственный, любит свою профессию и уважает свой труд. Таких докторов я и искал. А опыт — дело второе, где же в нашем городе «профессоров» найти. Когда только-только сформировался коллектив нашей клиники, я со «своими девчонками» месяц сидел — занимался. Учил, как с материалом работать и с людьми. В общем, интернатуру они тут у меня проходили.
Сегодня Алексея Набережнева нельзя уже назвать узким специалистом — он работает сразу по всем стоматологическим специальностям. И в каждой из них свои сложности. Взять хотя бы ортопедию:
-Тут одной ответственности и скрупулёзности мало, нужен ещё и определённый талант, если хотите, художественный вкус. Знаете, кто у нас в ортопедии отличался? Те, кто раньше рисованием занимались. А вот человеку, больному дальтонизмом, ортопедом не стать, его на такую работу и не возьмут. Как почему? Он глубину цвета зубного протеза определить не сможет. Это раньше пациенты «любили» коронки с золотым напылением, мода такая была — чтобы во рту всё сияло. Теперь же, наоборот, все стремятся дефект. Скрыть, надо чтобы протез не выделялся. А цвет зубов у каждого человека индивидуальный. При так называемом съёмном протезировании используются готовые «зубы» стандартных расцветок. В ином случае протез нужно изготовить (здесь используется пластмасса, керамика…). Делает это зубной техник, но под постоянным контролем и руководством доктора. Врач-ортопед определяет вид протеза, его цвет и форму. По сути, зубной техник — только строитель, а доктор — архитектор. От него зависит, будет ли новый зуб красивым и удобным. Он же, в конечном счёте, отвечает за результат и качество общей работы.
Лечить зубы — тоже задача не из лёгких:
-Наверное, многие знают о необходимости посещать стоматолога раз в полгода. Ну а раз в год — это уж непременно нужно прийти на осмотр. Знают, а не идут. Потом такие сложности начинаются! До операционного вмешательства дело может дойти. Кто-то скажет: дорого каждые шесть месяцев стоматолога посещать. Так ведь не обязательно в платную клинику идти. Я знаю врачей, которые сегодня работают в ЦРБ, — замечательные специалисты. Дело всё же не в цене. Думаю, просто когда-то кого- то напугали не очень хорошие доктора… Вот тех испуганных пациентов и калачом не заманишь теперь в стоматологический кабинет. Запустят зубы — усложняют нам работу.
Ну и о пломбах опять же упомянуть надо. Не дело пациента пломбировочный материал выбирать. Это задача доктора. Разновидностей пломб много, и только хороший специалист может подобрать каждому человеку «свою», которая именно ему идеально подойдёт и через три дня не выскочит.
О хирургии и говорить нечего. Самое простое удаление зуба — всё же операция, требуется просчитать её последствия и провести с наименьшим ущербом для здоровья.
О какой бы специальности ни работал стоматолог, он должен уметь делать то, о чём упоминалось в самом начале статьи: понимать человеческий страх, потушить его, успокоить. Казалось бы, зачем лишние заморочки? Пусть пациент трясётся себе от ужаса, да и боль потерпит, ничего страшного не случится. Главное же работу свою качественно сделать. Алексей Набережнев с таким подходом к делу категорически не согласен:
-Какое же это качество, когда человек в панике, когда ему больно и страшно? Пациент должен поверить врачу, захотеть прийти к нему ещё раз. С некоторыми нужно поговорить, объяснить, что при современной анестезии никаких неприятных ощущений он не испытает. Иногда убеждения не слишком помогают, а вызвать посетителя на контакт обязательно надо. Тогда приходится беседовать о чём-то отвлечённом: о той же погоде, к примеру. Между прочим, все эти разговоры, общение с больными — прямая наша обязанность. Думаете, в вузе мы только зубы рассматривали? Нет, изучали ещё деонтологию. Наука такая — в том числе и о медицинской этике, морали, о взаимоотношениях доктора с доктором и, самое главное, доктора с пациентом.
Сложнее и ответственнее всего работать с детьми. Сегодня Алексей не принимает детей до двенадцати лет, а раньше нередко имел дело с такими ребятишками.
-Тяжелее всего с теми, кого родители заранее неправильно настроили. Тебе, мол, будет совсем не больно, только в ротик посмотрят и отпустят. И игрушку ещё пообещают. Неправильное поведение. Ребёнка сразу надо готовить к тому, что нужно будет и немножко потерпеть. Тот же укол — это ведь больно. Да и зеркало во рту ощущать неприятно. Вот и получается: мамы-папы про «только посмотреть» наговорят, я ты только к малышу придвинешься, он уже реветь начинает. Если острых проблем нет, то в первый раз можно с ребёнком только поговорить, приучить его к себе. А если он сильной зубной болью мучается или флюс у него, тогда как? Неизвестно, какие проблемы возникнут, как тут одним общением обойтись?
Мы долго беседовали с Алексеем Набережневым. О том, что сладкое можно есть в меру и тогда вреда от него никакого не будет. О жевательных резинках, которые не следует «мусолить» во рту больше десяти-пятнадцати минут. О пользе полоскания и грубой пищи. О разрекламированных отбеливающих зубных пастах, которые всё же не могут искоренить природный цвет эмали и перекрасить её в белый цвет. О планах на будущее.
Алексей рассказал нам о своей семье. Супруге Валентине, с которой он начал дружить ещё в школе. Дочке Сашеньке — она родилась, когда её папа был студентом, а в 2013 году подарила родителям внука Олежку.
Мы побывали в клинике Алексея и побеседовали с его подчинёнными. Вот что сказали они о своём начальнике:
— Он очень степенный, разумный человек. Грамотный специалист, несёт на своих плечах большую ответственность, работает всегда по раз и навсегда установленным правилам. Требовательный, но в общении с нами никогда не ставит себя выше других. Никогда не позволит себе оскорбить подчинённого и даже повысить на него голоса. А разговаривать умеет так, что мы понимаем его с полуслова, с одного взгляда.